Самым страшным последствием капиталистических реформ начала 90-х – «шоковой терапии» Гайдара и «прихватизации» Чубайса – стало вымирание населения России. За 20 лет русских в нашей стране стало меньше на 15 миллионов, уменьшилась численность и других коренных народов РФ. В конце нулевых Путин и Медведев радостно отрапортовали, что проклятие «русского креста» наконец-то преодолено и что впервые за 20 лет родившихся было больше, чем умерших. Однако данные статистики свидетельствуют об обратном. Владимирская область как вымирала, так и продолжает вымирать, и если ничего не изменится, то к 2030 году шестая часть населения региона переселится на кладбище.
В преддверии Дня матери Управление федеральной службы государственной статистики по Владимирской области опубликовало данные о демографической ситуации в нашем регионе. Цифры ужаснули не только общественность, но даже самых искушенных экспертов. Оказалось, что Владимирская область вымирает стремительными темпами, причем в основном уменьшается русское население.
Итак, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, во Владимирской области проживает 695 тысяч женщин, но тех, кто потенциально может стать матерями, только 170 000. На 1000 женщин детородного возраста приходится всего лишь 1409 детей (в 2002 году их было 1459). Чаще рожают мамы с начальным образованием – 1998 родов (с высшим – 1194) и на селе (в среднем 1696 детей на 1000 матерей, в городах – 1327 родов). Самый высокий показатель рождаемости – в Меленковском (1829 детей), Гусь-Хрустальном (1781) и Селивановском районах (1699), самый низкий – во Владимире (1199), Муроме (1315) и Коврове (1317 детей на 1000 женщин). При этом больше всего рожают цыгане – 2188 детей на 1000 женщин, затем идут мордва (1872 ребенка), белорусы (1785 детей), украинцы (1737), татары (1648) и армяне (1513). Меньше всего рожают русские – 1397 детей на 1000 женщин.
Цифры, опубликованные «Владимирстатом», свидетельствуют не только о падении уровня рождаемости, но и о деморализации общества. Так, каждая четвертая семья, проживающая во Владимирской области, неполная, причем в 83% случаев в таких семьях – только один ребенок, а каждый пятый младенец, появившийся на свет в 2012 году, родился вне брака (3709 детей, из них 2094 ребенка были зарегистрированы матерями-одиночками, т.е. вовсе без отца). Больше всего одиноких мам проживает в Петушинском районе и городе Гусь-Хрустальном (около трети семей), меньше всего – в Радужном и Меленковском районе (20 и 22,4% соответственно).
Еще одна пугающая цифра: на 100 родов во Владимирской области приходится 70 абортов! И вряд ли эту проблему можно решить запретом рекламы прерывания беременности. Кстати, никогда такой не видел, зато везде висит антиреклама абортов, которая ненавязчиво внушает, что аборты сегодня стали скорее нормой, чем исключением из правил.
Картина становится совсем удручающей, если взглянуть на соотношение рождаемости и смертности в нашем регионе. В этом году рождаемость снизилась – за 10 месяцев родилось всего 10400 младенцев (на 639 малышей меньше, чем за тот же период 2012 года). А вот смертность, наоборот, выросла. Если взять данные регионального ЗАГСа за октябрь, то выяснится, что всего по области появились на свет 1464 младенца, а ушли из жизни 2107 человек, т.е. смертность составила 144% от рождаемости. Конкретно по Владимиру этот показатель ниже – 114% (475 умерших против 416 родившихся), в Кольчугинском районе – 149% (85 на 57), в Юрьев-Польском – аж 280% (70 на 25). Единственный город, в котором рождаемость оказалась выше смертности, – Радужный (16 умерших на 20 родившихся). А всего за 9 месяцев 2013 года умерших оказалось почти на 50% больше, чем родившихся. Эксперты подсчитали, что при сохранении тенденции к 2030 году область потеряет 225414 своего населения.
Почему же население перестало рожать? Одна из причин – то, что ежегодно Владимирскую область покидают 7-8 тысяч молодых людей – граждан детородного возраста: они уезжают на заработки в Москву и другие регионы и там остаются. Стало быть, нужно повышать уровень жизни в регионе. Но это не главный фактор, влияющий на решение родить ребенка. Согласно данным соцопроса, определяющим является размер дохода (39,4%) и жилищные условия (33,5%), а также стабильность и уверенность в завтрашнем дне (33,9%). И именно по причине отсутствия последних во Владимирской области лишь 7% всех семей отважились стать многодетными.
Что же делает государство, чтобы повысить рождаемость? Как ни странно, принимается заботиться только о многодетных семьях – т.е. о самой малочисленной категории. Но и в этом вопросе не все так радужно. Как сообщил 26 ноября на пресс-конференции председатель комитета по социальной политике администрации области Алексей Чернышев, сегодня в регионе из 850 многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, только 87 получили материальную помощь в приобретении квартиры и 470 – земельные участки. Казалось бы, хорошо, но при покупке квартиры 65% ее стоимости должны оплатить сами граждане (а для семьи с тремя детьми две трети от стоимости «трешки» – примерно 3 млн рублей – сумма неподъемная), а на предоставляемых участках земли в большинстве своем инфраструктура отсутствует полностью, да и построить дом влетит в копеечку. Чернышев пожаловался журналистам: «Чтобы обеспечить все нуждающиеся многодетные семьи жильем, понадобится 2,8 млрд рублей». Якобы в бюджете этих денег нет, но ведь 2 млрд на газификацию сел Орлова где-то нашла! О помощи обычным семьям чиновник обладминистрации не сказал на пресс-конференции ни слова.
Так и получается: при том, что смертность в России в три раза превышает европейский уровень и в пять раз выше, чем в США, наша власть даже и не думает заботиться о повышении рождаемости – о предоставлении жилья всем молодым семьям, о повышении детских пособий хотя бы до уровня прожиточного минимума, о защите прав граждан на труд, бесплатное образование и медицину. Нет, чиновникам гораздо легче ввозить в страну миллионы мигрантов, которые здесь плодятся и «замещают» вымирающее коренное население. С такими темпами через пару десятков лет наши дети будут с трудом говорить по-русски, да и страна будет называться по-другому, если, конечно, мы не решимся сменить власть и вернуть социалистический строй, при котором прирост населения шел по 2-3 миллиона в год.
Евгений Растиньяк