В нашей стране принята «Концепция устойчивого развития сельских территорий РФ до 2020 года». В ней черным по белому обозначена одна из ее приоритетных задач: «…cтимулирование демографического роста и создания условий для переселения в сельскую местность». Как здравомыслящему человеку понять, что при этом за последние 16 лет в России закрыто 12 тысяч сельских школ? В рамках какой антинародной программы это произошло? Кто в этом заинтересован?
Дефицит разума Селяне вообще не понимают, что творится со школами. В царские времена на церковно-приходские школы финансов хватало. В послереволюционной разрухе в селе учили не только детей, но и взрослых в ликбезе. Никому и в голову не пришло закрыть школы в годы Великой Отечественной войны. Даже когда не было тетрадей, ученики писали на чистых полях газетных страниц. Почему наша могучая страна вдруг так обнищала, что нет средств на обучение детей в сельских школах? Скорее всего, обеднели разумом чиновники «министра Зло» Фурсенко. Рубль затмил их разум, лишил не только гуманизма, но и элементарного внимания, уважения и почтения к простому человеку, деревенскому ребенку. Позакрывали школы, тем самым умертвили села – и довольны! Лишь бы у бухгалтеров Минобразования дебет с кредитом сошелся! На остальное им наплевать! Руководители на местах и сами сельские жители не понимают смысла массового закрытия сельских школ. От него одни только минусы – детей надо во-зить за несколько верст в другую школу. А зимой, которая не за горами, еще и в непогоду, с большим риском получить простудные заболевания или попасть в ДТП, с вероятным травматизмом и не дай бог чей-то гибелью. О каком здоровье школьников может идти речь, если им для посещения образовательного учреждения необходимо утром просыпаться раньше доярки или пастуха, а потом трястись по ухабам сельских дорог, уповая на профессионализм водителя?
Кому сказать «спасибо»? Финансирование сельских школ депутаты правящей партии отвергли. Вот это закрытие школ и есть главная беда для сельчан. У кого закрываем школы? У самого безобидного, безропотного и обделенного судьбой деревенского паренька. В маске на Манежную площадь для протеста он никогда не выйдет. Он и так многого лишен. В селе нет ни музеев, ни катков, ни Домов творчества, ни театров. Школа хоть в какой-то мере компенсировала отсутствие развивающих заведений. И кому-то очень экономному взбрело в голову забрать у детей последнее. В советское время в пионерских лагерях мы встречали лозунги: «Спасибо партии за наше счастливое детство!». Что можно написать сегодня? «Спасибо партии власти за то, что обобрали до нитки»? Вспомните, какими прелестными были школы с небольшими классами. Вот где был индивидуальный подход! Сегодня закрытие школы – это деградация села. О своей «рубашке» В нашей области к закрытию готовят половину сельских школ. И у чиновников управления образования аргументы наготове. Главный из них – некомплектность. Новая «подушевая» система финансирования, за которую дружно проголосовали народные избранники от партии власти, перекрывает региональное финансирование школ. А как насчет перевозки детей в другие учебные заведения? Может, для этих целей уже есть новые автобусы? Разумеется, нет. И не будет! 29 сентября в Юрьев-Польском районном суде под председательством судьи А.Батина рассматривалось исковое заявление жителей села Городищи по факту закрытия основной общеобразовательной школы. Для ее функционирования не нашлось всего 960 тыс. рублей. В качестве ответчика в суде интерес администрации района представлял начальник управления правовой и административной работы администрации муниципального образования Юрьев-Польский район Е. Коробченко. Постановлением районной администрации № 822 от 21 июня Городищинская общеобразовательная школа утратила статус самостоятельного учреждения и стала филиалом школы поселка Энтузиаст. Представитель отдела образования А.Миловский для такого решения привел «убедительный» факт по нормам СанПиНа – отсутствие в школе... душа! То, что в школе поселка Энтузиаст душевые вообще-то тоже не работают и на 140 учеников имеется всего один санузел, в расчет почему-то не взяли. Все, что говорили в суде истцы, т.е. родители, дедушки и бабушки детей, учеников Городищинской школы, заставляет ужаснуться. Е.Степанова: «В школу теперь во-зят 26 учеников, которые вынуждены в дождь и холод стоять на необорудованной остановке и мерзнуть. Безопасность детей при перевозке не обеспечена. Были факты, когда в салоне с детьми водитель перевозил в канистрах бензин!». В соответствии с законом детей нельзя перевозить в школы на расстояние более 3 км. От Городищ до Энтузиаста – 5,5 км. Автобус для перевозки детей типа ПАЗ – запрещен, но используется. Ездить стоя запрещено. На деле бывает, что по субботам, когда в школу везут одновременно несколько смен, на 20 сидячих мест сажают гораздо больше. Ежедневно в автобусе на те же 20 посадочных мест ездят 23 человека. 26 сентября водитель вообще не заехал в Городищи, а остановился на трассе и высадил детей там. К нему нареканий очень много, были факты опоздания автобуса на 40 минут. Утром дети должны вставать очень рано, т.к. выезд в школу в 7.30, из школы приезжают поздно, т.к. обратный автобус – в 19.00. В новой школе отношение к новичкам предвзятое. Педагог – преподаватель русского языка С.Сомова заявила детям: «Зачем вы к нам приехали? Сидели бы в своих Городищах и чистили на скотном дворе навоз!». За питание детей родителям приходится платить по 900 руб. в месяц, раньше эта сумма была вдвое меньше. Директор школы Холодова требует, чтобы ученики имели новую школьную форму. Многодетные семьи не могут обеспечить питание и новую форму, учебники и многое другое. Были факты, когда детям не оставляли обеды и даже отбирали тарелки у тех, чьи родители не смогли своевременно внести плату за питание. Ремонт школы к началу учебного года не был закончен. Свежая краска вызывает головную боль. Кабинет труда не оборудован. Не готова библиотека. Дети в учебное время таскают стройматериалы. Дети стали болеть и пропускать занятия. В.Попова, Ж.Панов проболели более двух недель. Учеба для детей стала в тягость, успеваемость резко снизилась. А новые учителя вместо того, чтобы помочь, советуют идти детям на ферму и осваивать доение коров. И во время перерывов между уроками классы закрывают на ключ. Ответчик ситуацией с реорганизацией школы не владеет. Но указание «сверху» выполняет добросовестно и обещает устранить все недостатки в ближайшем будущем. В этой истории больше всего удивило постановление суда – в удовлетворении иска родителям детей отказать! Так и хочется спросить ответчика и судью – своего ребенка они в этот автобус посадили бы? А если на дороге произойдет несчастье, кто будет нести моральную, административную и уголовную ответственность? Судья, принявший такое судебное решение – не в пользу детей? Или те, кто урезал образовательный бюджет? Эта грустная история не единственная. В День знаний 12 ребятишек деревни Ларионово Петушинского района не пошли в школу. Из всей чиновничьей когорты не нашлось ни одного, кто выступил бы в защиту детей. Сейчас в том же районе угроза нависла над школой деревни Головино.
А как «у них»? Между прочим, в США, с которых теперь очень модно брать во всем пример, тоже есть свои муниципальные малокомплектные сельские школы. И их там, на удивление, не закрывают, а наоборот, открывают. В переводе на русский они называются «однокомнатные». Такая школа, по мнению ученых, дает особое качество образования: более высокое. Потому что, как считается, там более уютная атмосфера и отношения семейного типа. Так, может, пора уже переориентироваться и прекратить губительный для села процесс, остановить массовое закрытие школ, срочно исправить ошибку, пока еще не совсем поздно. В.Васильев.
|