М.И.Ножкину – народному артисту РСФСР, поэту, композитору, исполнителю своих песен, 19 января было бы 75 лет. Многие его помнят по фильмам «Ошибка резидента» в роли Бекаса, «Одиночное плавание», «Хождение по мукам» в роли Рощина, герой-воин из киноэпопеи «Освобождение».
Ножкин вместе с замечательной советской актрисой Маргаритой Володиной снимался в фильме «Каждый вечер в одиннадцать» – это, пожалуй, лучший фильм советского кино о красоте отношений между мужчиной и женщиной. Журнал «Советский экран» ежегодно печатал данные о том, какие фильмы в прокате собрали наибольшее количество кинозрителей, и этот фильм не один год занимал первое место, люди по нескольку раз смотрели его. Песни Ножкина поют и любят в народе, хотя и не всегда знают автора, а исполнителями его песен на эстраде были самые популярные певцы и вокально-инструментальные ансамбли. Среди таких песен: «Мы вам честно сказать хотим...», «Девчонка-проказница», «Я работаю волшебником», «Последняя электричка», «Я в весеннем лесу...»... Красной нитью через все его творчество проходит тема любви к Родине. Достаточно вспомнить одно из его стихотворений, ставшее народной песне: Я люблю тебя, Россия, дорогая наша Русь. Нерастраченная сила, неразгаданная грусть. Ты размахом необъятна, нет ни в чем тебе конца, Ты веками непонятна чужеземным мудрецам. Таких песен, от которых «мурашки бегут по спине», как говорят в народе, у него много: «Последний бой», «Время Русь собирать», «Самый главный день», «Военная разведка»... И вот одна из них: «Как же так, господа офицеры». Окровавлена совесть и честь, ошельмована вера, Всюду хаос, да стон, да тревога, да мрак. Как же так, как же так, господа офицеры? Почему же в России такой, извините, бардак? Почему на себя мы все меньше и меньше похожи? Почему-то стремимся чужую личину надеть. Почему мы не братьев, а недругов видим в прохожих? Почему так боимся друг другу в глаза поглядеть? Потому что когда-то так дружно рассудку не вняли, А поверили лживым пророкам, фальшивым речам. И заветы отцов, идеалы свои разменяли. Второпях растащили Отечество по мелочам... Потому что так долго врагам ослабляли подпругу. Растеряли друзей, а взамен никого не нашли. Потому что когда-то не встали горой друг за друга. А напротив, горой друг на друга пошли. Потому что за страшный развал нашей милой России, За жестокие муки, за боль, что стерпела она, До сих пор ни с кого, ни с кого до сих пор не спросили. Не назвали народу преступные их имена... Все, кому дорога Россия, знают и любят Ножкина за его гражданскую позицию. Таких людей осталось немного в искусстве, приспособленцев-перевертышей оказалось больше. Но о них Ножкин предпочитает не вспоминать, зато очень хорошо отзывается о некоторых своих коллегах и друзьях, близких ему по духу. Например, о В.Галкине, он говорит, что ему тяжело было с его богатым внутренним миром быть своим в этой тусовочной жизни. Михаил Иванович хорошо запомнил, как однажды В.Галкин сказал, что «там, где начинается бизнес и деньги, там заканчивается большое искусство». И кто знает, может быть, вот эта тоска по невозможности выразить себя в большом искусстве и была причиной его срывов, и как итог – преждевременный уход из жизни. Очень по-доброму Ножкин вспоминает о советском времени, о дружбе, которая была между людьми независимо от национальной принадлежности. В войну почти 3 миллиона мирных жителей из европейской части СССР были вывезены в республики Средней Азии, в Закавказье, в Сибирь и все были приняты. Детей-сирот брали в свои семьи местные жители, и боль и радость была на всех одна. Кто-то там после войны остался, создав семью, и все это было естественно в советское время. Михаил Иванович говорит, что мы осмысленно жили, что он не помнит злых лиц, хотя всем было очень тяжело, люди сами недоедали, отправляя все на фронт, страна работала на Победу. Ножкин не согласен с тем, когда кто-то переносит на страну свои личные обиды, какие-то неурядицы. Он рассказывал, как в 1967 году его уволили из театра, что было несправедливо и обидно, но за неправедные действия конкретных чиновников, конкретных людей нельзя обвинять страну. В этой связи вспоминается советская эстрадная певица Аида Ведищева, которая недавно на одной из телевизионных передач жаловалась, как ее притесняли в СССР, как песню «Лесной олень» на одном из концертов дали спеть не ей, а детскому хору, и что тогда она решила уехать из «этой» страны. Только мне думается, что если бы не СССР, вряд ли бы она вообще попала на сцену. Дальше Ножкин говорит, что вот сейчас «свобода», никто не притесняет, так где ваши «зажимаемые в СССР» таланты, почему не проявляются они ни на эстраде, ни в кино, ни в театре – одна пошлость и серость кругом? И неудивительно, что так глубоко понимая и любя Россию, его стихи и песни трогают душу. Вот еще одна из его песен, которую иначе, как Гимн России, трудно назвать, а когда Михаил Иванович исполнял ее на своем юбилейном концерте в Кремлевском Дворце Съездов, то зал встал: Над нашей страною парят купола золотые, На наших знаменах – святые для нас имена, А в сердце, как песня, – Россия, Россия, Могучая, вечная, добрая наша страна. Родина светлая, Родина славная, Ты нам с рожденья судьбою дана. Русь многоликая, сила державная, Крепни и здравствуй на все времена. Сквозь тысячелетья, сквозь беды и тяжкие войны, Врагов отгоняя от нашей священной земли, Прошли наши славные предки по жизни достойно И вечную веру в Россию до нас донесли. Просторы твои не объять, не измерить богатства, Но главная сила и вечная мудрость твоя – Народов России великое мощное братство, Единая, дружная, крепкая наша семья. Но пишет песни и стихи не только Ножкин, пишут и ему. Интересна шарж-эпиграмма поэта В.Кузьмина из Вашингтона: Он талантливый русский мужик, Сильный, мудрый, духовно красивый. Все, что нужно для сильной России Вместо наглых убогих барыг. Вместо шаржа я очень хочу Крепко сжать его честную руку За Россию, что ходит по мукам, Встать с ним рядом плечом к плечу. Челси, Юкосы – пена и дым Против наших пятерок и трешек. Если с нами такие, как Ножкин, Значит, мы все равно победим.
|