Пятница, 29.03.2024, 07:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Номера
Статьи

Наш опрос
Интересно ли вам читать нашу газету?
Всего ответов: 388

Начало » Статьи » №5 (985) 13.02-19.02.2015 » Статьи

ЖКХ в вопросах и ответах

На прошлой неделе мы открыли горячую линию по вопросам ЖКХ и деятельности управляющих компаний. За это время к нам в редакцию поступило множество жалоб от жителей г. Владимира и Владимирской области. Большинство из них касалось плохой работы управляющих организаций. За разъяснением ситуации мы обратились к руководителю Государственной жилищной инспекции по Владимирской области Сергею Шахраю.

Противодействие незаконно

– Сергей Сергеевич, сегодня во Владимире и в области наметилась положительная тенденция, когда жители проявляют инициативу и ответственность и либо создают ТСЖ, либо меняют управляющую компанию. Однако старые УК этому всячески противодействуют, в частности, не передают документы на дом. Таких случаев много: Юбилейная, 32; проспект Ленина, 25; в поселке Ставрово тоже был случай. Получается, не хватает рычагов воздействия на управляющие компании?

– Рычагов воздействия действительно не хватало, до 17 мая прошлого года. Тогда были внесены изменения в Административный кодекс РФ – появилась статья 7.23.2 о не передаче технической документации и всего остального для управления домом. Теперь мы можем не только выдавать предписания управляющим организациям (УО), но и привлекать их к ответственности. Практика у нас налажена. Только в прошлом году мы несколько раз привлекали в связи с этим ЖЭУ-4, и после выписывания штрафов все документы были переданы в полном объеме.

Как правило, не передачу документов УО объясняет тем, что идет судебный процесс (почти всегда) – давайте дождемся решения суда. Однако это не отменяет решения общего собрания о смене УО или создании ТСЖ, и документы в любом случае должны быть переданы.

Конечно, нужно понимать, что ни одна управляющая организация не захочет отдавать дом, с которого она получает доход, и, естественно, будет чинить препятствия. Что всегда происходит? Во-первых, организуется информационная война: УО и ее сторонники начинают рассылать различные письма, вешать объявления, выступать в СМИ на предмет того, что группа жителей, которая хочет сменить УО или создать ТСЖ, – это жулики, воры, в доме все украли, кого-то избили, изнасиловали, в общем, ужасные, нечестные и недобросовестные люди. Разумеется, другая группа тоже пытается эту информационную войну вести, причем справедливо, ведь в доме ничего не делалось, все трубы проржавели, в подвале все затоплено, хотя деньги УО собирает исправно и очень большие, которых хватило бы не только на ремонт крыши, но еще и чтобы позолотой кровлю покрыть. Во-вторых, не передается техническая документация. И в-третьих, ведутся суды.

– В такие периоды обычные жители боятся, что две управляющие организации начнут выдавать им свои платежки, и они окажутся заложниками коммунальной неразберихи.

– Действительно, такие случаи были и бывают до сих пор. Но мы их отслеживаем и даем предписание УО, с которой по решению общего собрания был расторгнут договор, а значит, она не имела права выставлять квитанции. УО должна будет произвести перерасчет и вернуть жителям деньги. В противном случае будет наложен штраф: на директора – в размере 100 тысяч рублей, на юрлицо – до 250 тысяч рублей.

Отсеются не все

– Сегодня проходит процедура лицензирования управляющих компаний. При этом будет ли учитываться мнение граждан, количество жалоб на УО?

– Требования к УО указаны в Жилищном кодексе. На данный момент всего 6 основных пунктов: чтобы УО была зарегистрирована в РФ и работала на территории области, не имела судимостей за экономические, средней тяжести и тяжкие преступления и раскрыла всю информацию, чтобы люди могли видеть, сколько денег собирается и как они расходуются. Но мы вносили предложение ужесточить требования к лицензированию. Прежде всего, чтобы организация была финансово устойчива. У нас куча УО, которые, находясь в стадии банкротства, меняют название и продолжают управлять домами. Таким недобросовестным компаниям нецелесообразно выдавать лицензию. Кроме того, УО должна иметь оборудование и определенный штат, чтобы обслуживать имущество. Наконец, необходимо учитывать при лицензировании результаты проверок Госжилинспекции. Если у компании много штрафов, составлено много административных протоколов, значит, она не умеет нормально работать. 

К сожалению, пока эти поправки не были учтены. Позиция Минстроя до недавнего времени была следующая: выдадим лицензии всем, и добросовестным, и недобросовестным УО, а потом этот процесс будем регулировать. Однако лишить лицензии УО с большим жилищным фондом практически невозможно. В понедельник же было сказано: недобросовестные компании на рынок не допускать. Однако пока что единственное весомое основание для этого – нераскрытие информации управляющей организацией. 

Коттеджи за счет жильцов

– Раз уж вы заговорили о раскрытии информации. В марте жители региона вновь получат отчеты своих управляющих компаний за 2014 год, однако они совершенно непрозрачные. Там нет никакой конкретики.

– К сожалению, эти отчеты напоминают схему: начислено 700 тысяч, собрано 700 тысяч, потрачено 700 тысяч – и пламенный привет! Но с мая контроль будет более жесткий, и УО должны будут указывать, на какие цели пошли деньги, сколько стоили работы и т.д.

– Замечательно. Но как быть с теми деньгами, которые уже были не по делу израсходованы? Например, одна управляющая компания поставила жителям елку за 18 тысяч рублей и включила в установку счетчика на тепло услуги экскаватора. Другая построила за счет жильцов коттедж. Третья оплачивает налог на свою прибыль из тех же средств на содержание и текущий ремонт дома. Это все реальные случаи. Как вернуть эти деньги?

– В данном случае, это нецелевое расходование средств. Это дело полиции. Она должна провести проверку и принять соответствующие меры. Но надо понимать – например, по поводу елки за 18 тысяч. Где указано, за сколько УО должна покупать елки, ремонтировать лифты или межпанельные швы? Нигде. Это частная компания, которая сама выбирает подрядные организации. И бывают случаи, когда межпанельный шов, который стоит 10-15 тысяч рублей, ремонтируют за 150 тысяч, и никто УО это не запретит. Хотя фактически жителей обманывают. Причем УО выбирают такую подрядную организацию, директором которой может являться сам директор УО. И это не является нарушением закона. Поэтому большинство управляющих компаний на бумаге работают либо в ноль, либо в убыток.

– Т.е. фактически они укрывают налоги?

– И да, и нет. Ведь на бумаге у них нет прибыли – и налоги платить не с чего. Они якобы просто работают на благо людей, бесплатно, от души, в убыток. Эдакий «социально ответственный» вид бизнеса. Хотя на деле это просто семейный бизнес, где вся прибыль – в подрядных организациях. Но все это пока что по закону.

Правда, первый шаг к наведению порядка уже сделан. Сейчас в Госдуме рассматривается законопроект, чтобы работы дороже, скажем, 30 тысяч рублей согласовывались с советом дома. Тогда жители могут сказать, что им не нужен ремонт межпанельных швов за 150 тысяч. Однако зачастую бывает так, что старшие по дому плотно связаны с УО и соглашаются со всем. В ответ они получают скидки на услуги ЖКХ, либо вообще их не оплачивают. 

Деньги вернет ТСЖ

– Еще один вопрос по нецелевым расходам. На одном из заседаний Вы сказали, что некоторые организации незаконно снимают деньги со счетов домов на оплату своих судебных долгов. В отчетах эта строка расходов значится как расходы на теплоснабжение «по решению Арбитражного суда». Но если это незаконно, как вернуть эти деньги?

– Подобные долги есть у многих управляющих организаций. Они действительно зачастую оплачиваются из средств, которые жители перечисляют на содержание и текущий ремонт дома. Делается это абсолютно незаконно, поскольку эти денежные средства были возложены судом на УО и должны погашаться из ее доходов. Но мы же отлично знаем, что доходов на бумаге у них нет – все работают в ноль или в минус. Вот УО и включают, скрыто или явно, эти долги в плату за содержание и текущий ремонт, т.е. жители дважды платят за тепло. При этом средства дома уменьшаются, в нем проводится меньше работ, а деньги расходуются нецелевым образом. Здесь должна работать полиция. Подобные судебные дела были и в других регионах, и суд поддерживает позицию, что средства должны быть возвращены собственникам.

– Каким образом это можно сделать?

– Собственники должны обращаться в полицию и в суд. Однако это может сделать и ТСЖ как юридическое лицо. Тогда деньги вернут не одному конкретному собственнику, а всему дому.

– А смогут ли жильцы вернуть те средства, которые управляющая компания забирает себе при использовании общего имущества? Скажем, размещая рекламу на домах или сдавая площади в аренду. Ведь это должно делаться только по решению общего собрания.

– Это также деньги жителей, но только полиция может проводить проверки по нецелевому расходованию средств. Нужно просто запросить у УО протокол общего собрания, на основании чего используется общее имущество. Если его нет, значит, деньги укрываются и расходуются незаконно, либо отправляются в карман. Как правило, эти средства возвращаются собственникам.

Какую форму выбрать?

– Жители региона часто задаются вопросом, какая форма управления их домом эффективнее – ТСЖ или управляющая компания?

– Считаю, вопрос надо решать отдельно для каждого дома. Многое зависит от личности того, кто возглавляет ТСЖ или УО. Есть ТСЖ (или ТСН), у которых дом – в идеальном состоянии, все сделано грамотно и по уму, а жители при этом платят за содержание и текущий ремонт по 7-8 рублей за кв.м. Что касается управляющих компаний, то надо понимать, что УО работает исключительно за прибыль и за деньги. Получение прибыли – это ее уставная цель. А как получить доход? Либо увеличить тариф, либо делать по дому как можно меньше, но собирать за это деньги. Управляющие организации естественным образом противопоставлены жителям, у них совершенно разные задачи. Зачастую управляющие компании работают только тогда, когда им грозит ответственность. Обычно они ведут себя нагло, ничего не делают, поплевывают на жителей, а как только грядет проверка (а мы обязаны за два дня уведомлять о ней) – все убирается, чистится, даже форму на уборщиков надевают. В итоге устраняют одно конкретное нарушение, но системной работы не ведется. Так что проблемы есть и в ТСЖ, и в УО. Однако ТСЖ может нанять УО в качестве подрядчика. Это гибкий и правильный механизм. Тогда жители смогут лучше контролировать свои деньги и их расходование, а управляющая компания будет более ответственной перед ними.

Беседовал Иван Ростовцев

Категория: Статьи | Добавил: Igrok0312 (24.02.2015)
Просмотров: 361 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск публикаций

Друзья сайта

Статистика

Copyright "За правое дело" © 2007Хостинг от uCoz